Поиск Конструктор +7 (499) 938-55-00 стать партнером
0
Корзина

В корзине пока пусто.

Сумма 0 ₽
Оформить заказ
Подарок
-
+
0 ₽

Мы в сми
29 окт 2022

Агитационный текстиль в моде

Агитационный текстиль в моде

Как агитационный текстиль 1920-1930-х годов стал символом эпохи больших перемен, занял свое место в истории искусства, пережил забвение и вновь возродился в современных культурных кодах мировой моды рассказывает Алина Комлева, эксперт российского текстильного бренда Mollen.



ИСТОКИ 


Искусство ‒ неотъемлемая часть жизни, характеризующая духовное развитие общества в целом. Это не только самовыражение для автора художественного произведения, но и воздействие на адресата: читателя, слушателя, зрителя. В 1920-е годы самыми массовыми видами искусства, способными призывать людей к созидательному труду, воспевающими достижения эпохи великих преобразований, оказались фарфор и текстиль. 


Предметы, которые используются повседневно, не только должны были воспевать новый советский строй, но и пропагандировать знания, объяснять, почему новое лучше старого. Это, с одной стороны, агитационный фарфор с революционными лозунгами и призывами, с другой, агитационный или тематический текстиль. Одним из приглашенных экспертов конференции стал российский бренд домашнего текстиля Mollen.


АГИТТЕКСТИЛЬ — НОВАТОРСКИЙ СТИЛЬ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Агиттекстиль ‒ направление в дизайне тканей, появившееся в Советской России в 1920-е годы и отражающее эпоху великих преобразований: электрификации и индустриализации.

Текстиль призывал к трудовым подвигам, агитировал, популяризировал новую действительность. В 1925 серия тканей с символами серпа и молота получила золотую медаль на Всемирной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже и стала основой производства тематического текстиля. 

Творческая молодежь, студенты и выпускники ВХУТЕМАСа (первого советского художественно-промышленного вуза) стремились изменить повседневную жизнь в соответствии с новыми идеалами.

Они искренне верили в необходимость поиска новых форм отражения действительности и отрицали классические цветочные орнаменты прошлого века.

картинк Алине 2.png

Во время сырьевого кризиса 1920-х годов в условиях нехватки красителей был разработан рисунок «перекат»: строгие графические узоры позволяли добиваться декоративной выразительности в пределах одного цвета — красного, черного, темно-синего. Так были созданы работы художниц Любови Поповой и Варвары Степановой.

картинка Алине 1.png

В 1930-е годы минимализм и геометрию прошлого десятилетия вытесняют индустриальные мотивы, художники используют символику нового государства, силуэты заводов и буденовок, самолетов, тракторов и танков.

Агиттекстиль становится более живописным.

Однако в 1933-34 годах тематический текстиль подвергся жесткой критике, художественные объединения расформированы, а агитационный текстиль перестал быть востребованным на многие годы. Искренность в сочетании с профессионализмом исполнения позволили молодым художникам новой страны создать орнаменты, оставшиеся в истории искусства.


ЧТО ВАЖНО ПОМНИТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕКСТИЛЯ ДЛЯ ДОМА: текстиль гармонизирует интерьер, и его проще всего заменить, принты с орнаментами — сильный визуальный акцент, который выигрывает на нейтральном фоне.

Принт Оммаж из коллекции Агиттекстиля.

АГИТТЕКСТИЛЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОД МИРОВОЙ МОДЫ

Много десятилетий это уникальное явление оставалось предметом искусствоведческих изысканий и интересовало только коллекционеров. 

Однако провокационное искусство рубежа XX–XXI веков потребовало переосмысления наследия прошлого. 


Современные художники осознали потенциал народных промыслов и кириллицы, ритмичности орнамента. 


Хохлома, гжель, надписи на русском языке вдохновляют дизайнеров одежды по всему миру. Событием в мире моды стали мотивы хохломы в коллекциях Дениса Симачева, американский дизайнер Heron Preston использует элементы русского культурного кода.


Интерес к национальным традициям, местным орнаментам возрастает с каждым годом. 


Орнаменты-ребусы агиттекстиля складываются в лозунги или сюжетные сценки. Они становятся одним из таких культурных кодов, поддерживающих тенденцию переосмысления прошлого, наследия художников Любови Поповой, Александра Родченко и Варвары Степановой. 


Еще один оммаж искусству 1920-х — 1930-х годов — коллекция постельного белья «Агиттекстиль», разработанная российской маркой Mollen совместно со специалистами МАРХИ. 


Яркие визуальные образы собирателей льна в летнем поле, тракторов и комбайнов, первоцветов и цветущего льна сегодня освобождены от политического подтекста, но сохраняют позитивный посыл. 


Такие принты интернациональны: они понятны без перевода и всегда актуальны.


Источник 

elledecoration.ru


Корзина